Bookriot
@bookriot

Ворчливый канал о современном русслите вперемешку с нонфикшном "про информационную среду". Связаться: @ktokrome Bookmate: https://bookmate.app.link/Bookriot
43  
Bookriot
2018-07-27 

Кажется важным напомнить про сайт http://rosuznik.org на котором буквально в один клик можно написать письмо Ане Павликовой.

Которая сидит в СИЗО, ей восемнадцать и она ни в чем не виновата.
Аня не видит наших возмущенных коментов в фб. Написать ей лично слова поддержки — так же просто, как написать эти самые коменты. А пользы в сто раз больше.
Bookriot
2018-07-23 

Сейчас будет про важное. В 2011-м году я начал писать роман.

И очень быстро понял, что у меня ни черта не получается. У меня были горы черновиков, какие-то случайные воспоминания, сцены из детства – все это было похоже скорее на папье-маше романа, чем на роман. Мне не хватало опыта.
Я всегда любил читать, но читал бессистемно, просто для удовольствия. И в 2012-м я подумал, что если хочу написать что-то стоящее, то в первую очередь мне надо понять, как именно устроены романы, и что именно нужно сделать с куском картона, чтобы он стал похож на живого человека.
Единственный верный способ научиться писать – научиться читать, подумал я.
И завел блог.
Просто чтобы мотивировать себя, писать туда о книгах, которые меня поразили, и попытаться объяснить – себе в первую очередь – почему я на них реагирую, и что в них такого особенного.
Как раз тогда я уже переехал в Москву и учился в школе иностранных языков. И я подумал, что, если я хочу залезть внутрь романа, увидеть его шестеренки, понять, чем они смазаны, мне стоит попробовать что-нибудь перевести. Это была ужасная идея. Но очень полезный опыт. Сперва я сделал пару чудовищных переводов, – мне до сих пор за них прилетает, – но я учился на ошибках, и качество переводов стало потихоньку расти.
Прошло уже почти семь лет, я написал целую тучу текстов о том, чем божий дар отличается от яичницы. Накопленные знания и навыки я тут же пускал в дело – все эти годы я продолжал писать книгу.
Я прочитал достаточно романов, чтобы понять: все дебютанты похожи – как правило им не хватает дыхания; в дебютной книге всегда ощущается этот страх – страх потерять внимание [воображаемого] читателя; и самое, пожалуй, важное для дебютанта – просто не думать об этом, не дать этому страху победить. Смириться с тем, что первую книгу ты сочиняешь практически вслепую, на ощупь, методом проб и ошибок. И разница между тем, что ты хотел сказать, и тем, что сказал в итоге, будет примерно такая же, как между созвездием Большого Пса и тем бездомным псом, которого ты иногда кормишь колбасой возле мусорки. Да, тот бездомный пес возле мусорки тоже очень красивый, проблема в том, что он – не созвездие. В таких условиях довольно сложно сохранять бодрый настрой на сверхдлинной дистанции. Ведь ты делаешь не одно, а сразу два дела – пишешь и учишься писать. Одновременно.
Только за последние два года я перекраивал свой текст три раза. Может и больше. Сбился со счета. Поэтому мне самому пока не верится, что я-таки дотащил его до финала и не надорвался. И даже больше – он уже стоит на полках магазинов.
Это я все к чему. Если вдруг вы давно хотели как-то сказать мне спасибо за мои статьи и эссе о литературе, то теперь у вас появилась такая возможность. Купить книгу – лучшая благодарность.
Спасибо!
>>> Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/653297/
>>> Book24: https://book24.ru/product/tsentr-tyazhesti-2954209/
>>> Указка: http://www.ukazka.ru/catalog/book-centr-tyazhesti-409993.html
>>> Купить электронную на Литресе: https://pda.litres.ru/aleksey-polyarinov/centr-tyazhesti/chitat-onlayn/
>>>
Bookriot
2018-07-23 

Мало кто знает, но мой хороший друг и любимый книжный блогер Алексей Поляринов, в первую очередь — писатель.

А уж потом блогер и переводчик.
Мне посчастливилось быть свидетелем становления его таланта — первых постов в жж, первого романа (!) и вот, то, к чему Леша так долго и упорно шел: настоящей книге в твёрдой обложке на полках магазинов по всей России.
Я ужасно горда за него и за этот роман. Не только потому, что Алексей — подарок для любого редактора (более трудолюбивого и адекватного писателя еще надо найти). Но, главное, потому, что это очень талантливая книга. Со сложным сюжетом и своим голосом. И я уверена, что она заслужила своего читателя.
(Леша, с тебя авторский экземпляр с автографом 🦄)
Bookriot
2017-10-11 

Соседние каналы напоминают, что сегодня день рождения Павла Дурова.

Это новость стоит упоминания в этом канале ровно по одной причине.
Фигуре Дурова посвящена одна из самых претенциозных и неудачных книг на русском, которые я читала.
Кроме «медных валькирий, которые все знали, но но никому не говорили», есть в книге фраза, которую я бережно храню у сердца как эталонный образец пошлости. Настолько эталонный, что я, спустя годы, не могу поверить, что написал ее бородатый автор, а не восторженная девица.
(Да, это злая заметка, но кто-то должен).
Разделите мою боль.
«Чайка по имени Павел Дуров» 🌊
С праздником, Павел.
Bookriot
2017-07-17 

Подгоню хороших новостей в честь пндлнка. Пока я думаю как вам рассказать про Сальникова с его "Петровыми", ребята из Bookmate пришли подарить друзьям Букриота месяц бесплатной подписки.

Получить его можно по ссылке:
https://ru.bookmate.com/code?promo=BOOKRIOT
— там код уже введен, надо только подтвердить.
🐰🖤📚
А моя полка по современный русслит теперь по адресу https://bookmate.app.link/Bookriot
Джоин энд инджой
Bookriot
2017-07-11 

Дочитала «Репетиции» Шарова. Читала до этого его «Будьте как дети» и тогда феномена автора не поняла, а сейчас все встало на свои места.

Дальше текст будет безотносительно нынешнего положения православия и моего к нему отношения в частности, но мне кажется важным это зафиксировать.
Шаров мне представляется отличной иллюстрацией того, что мы потеряли введя рпц в политическую повестку. А именно — внушительной глубины и сложности головоломку — этическую, интеллектуальную, философскую и культурную. Потому что было бы глупо отрицать в стране с Бердяевым и Соловьевым, Достоевским и Толстым (а в новом времени — с Осиповым с его снайперским «бог ей должен» в качестве характеристики героя), как много смыслов религиозная культура подарила русской словесности и общественной мысли (безотносительно государственной политики).
Шаров эту лакуну осваивает и исследует совершенно по-своему, аккуратно, без пошлости, сусального золота, категоричности но, что важно, — и без ложного стеснения. Накладывая напряжённую внутреннюю духовную жизнь очень разных слоев — крестьянства, советской элиты, маргинального меньшинства и обывательского большинства, — от XV века, через революцию, через советское время, — на исторические события живой страны.
Это не нонфикшн, не документальные исследования, несмотря на то, что в романах присутствуют реальные исторические персонажи (Ленин, Никон, цари и советские чиновники) — но некая фантасмагория и от этого книги здорово выигрывают.
Механика сюжета «Репетиций» отдаленно схожа с «Когда я был настоящим» Маккарти. Патриарх Никон задумывает построить на Истре Новый Иерусалим — полностью воссоздав и Храм Гроба Господня и ландшафт местности, переназвав близлежащие села Вифлеемом, Назаретом, Истру — Иорданом etc. Строительством дело не заканчивается — события Нового завета по затее Никона должны повториться. Для этого из Москвы выписывается вывезенный из Польши военными то ли в качестве пленника, то ли гуманитарной помощью, французский комедиант Сертан. И начинаются репетиции: крестьян назначают на роль натуральных апостолов, евреев, римлян и далее по тексту. Делается все это, чтобы призвать Христа и с полным внутренним убеждением, что конец близок, настают последние дни и вот-вот. Но Никона свергают, "труппу" т.е. крестьян вместе с Сертаном этапируют в Сибирь и тут начинается фантасмагория, поскольку репетиции внутри этапированной общины продолжаются. Продолжаются после смерти Сертана, через многие поколения, через всю Петровскую историю, революцию, репрессии и советскую историю. Апостол Петр становится начальником лагеря, христиане охотятся на евреев, появляются секты и все закручивается совершенно безумным образом. И каждое последующее поколение верит, что на них все закончится, что вот и последние времена.
Написано все очень неторопливым и обстоятельным языком, Шаров совершенно вне политической повестки и общественной моды, вне современного "быстрого" романного языка и стремительных сюжетов, с отступлениями, внутренними монологами и диалогами героев. И это не раздражает, но вызывает большое уважение к автору, прежде всего потому, что он не ерничает, не ехидничает, но сам уважает свою тему, свой язык, его темп, и внутренний смысл сюжета.
Книга не простая, я не возьмусь ее советовать в качестве "а что бы почитать", но без Шарова русская литература определенно и ощутимо потеряла бы нечто важное.
На Букмейте: https://bookmate.com/books/wNJ5v2dc
Bookriot
2017-07-08 

(Опять же — ни на что не намекаю, но в читательском голосовании лидируют биография Ленина (Данилкин) и книга Идиатуллина "Город Брежнев").

Спасайте ситуацию, пацаны. Хотя бы ради Самсонова.
Bookriot
2017-07-08 

Не могу вам этого не показать. На букмейте идет читательское голосование Большой книги.

Книг в шорте 9 (все они доступны для чтения бесплатно).
Из них две — биографии, пять — ретроспектируют разной отдаленности исторические события. И только две — про современность. Не изменяющий теме бизнесменов-в-кризисе Рубанов и — новая для меня фамилия — Алексей Сальников с романом "Петровы в гриппе и вокруг него". Одно название каково!
Роман я только начала, но сил молчать уже нет:
Bookriot
2017-05-26 

Медиечка, как я люблю. Фишки.нет проводят медиашколу.

(Правильно, какой дурак сейчас не проводить медиашкол). Тестовое задание для участников - создать на самих Фишках статью на тему "День защиты детей/Окончание учебного года или на ваш выбор",
(Уже хорошо, но это не все).
Условия настолько прекрасны, что я зацитирую:
"Обратите внимание, контент необязательно должен быть уникальным. Вы можете найти интересный материал и заверстать его на портале Fishki.net с указанием источника. "
Фишки.нет научат вас копипастить. С указанием источника.
Котятки.
Bookriot
2017-05-17 

Букриот всегда писал (и будет) о старых книгах в том числе.

Потому что во-первых, вы все равно их не читали. А во-вторых, тут вам не вечерняя газета, тут рукописи не горят. Это к чему. Это к тому, что я настолько выспалась, что #прочиталь аж 2009 года роман. Наконец-то.
И я не знаю, что нам всем делать с тем, что у Суркова (допустим) получилась такая хорошая книга. Я лично ужасно по этому поводу страдаю.
"Околоноля" — это как если бы минаев выучился языку и вкусу, а потом в него бы немножечко вселился пелевин. И вроде бы первое плохо, и второе не смешно, а в сумме получается литература.
Житие организованного преступника Егора. Егора, который не ищет жизни вечной, но тишины. И бежит побегайчиком от смерти, сея по обочинам смерть же и тоску. Чувствуя по этому поводу оберегаемое драгоценное ничто. Словоохотливое горделивое ничто, которое ужасно страшится потерять.
«Быть бандитом в России — это и есть конформизм».
Удивительная отповедь и хвала пустоте.
Кроме смысла в книге есть сюжет. (вау). В сюжете — коллизии. И за ними даже интересно следить, во-первых. Во-вторых, концовка не слита. В-третьих, персонажи живые, узнаваемые, стоят-кривляются, дышат и не декламируют философские монологи с простынь.
В-четвёртых, это очень прилично все-таки написано. Не без греха, но с, прости господи, любовью: со снайперскими характеристиками («это были любера, бандиты первой демократической волны»), взрывной эмоциональностью («за что мне это, господи? А не остохуел ли ты, господи?»). Художественностью. "Околоноля" аккуратный слепок с московской россии нулевых. «все реже говорили люди "фьючерс", все чаще "пиздец"». Без дидактической пошлости, ироничный и страшный. Жуткий даже. Такой хорошо одетый среднеклассовый посетитель "Пушкина" с пустыми глазницами: кто здесь власть.
Кто-кто. А то не понятно.
___________________________
На букмейте: https://bookmate.com/books/OuvBnfaU