Design & Productivity
@desprod

Меньше ссылок — больше мыслей. У микрофона Костя @gorskiy, Design Manager в Intercom, экс-дизайн-директор Яндекса. Пишу про дизайн, продуктивность и жизнь для того, чтобы помогать всем узнать о дизайне больше и стать лучше.
299  
Design & Productivity
2019-05-20 

Это очень важный для меня пост. Канал «Дизайн и продуктивность» меняется.

Посты теперь будут выходить гораздо-гораздо реже. Даже реже, чем сейчас. А ещё в канале больше не будет возможности стать спонсором поста.
Но обо всём по порядку.
Есть такие люди: некоторые называют их «лидерами мнений», кто-то — «евангелистами». Они ездят, кажется, на все конференции, какие бывают, и часто выступают с докладами. Ведут блоги, рассылки, подкасты и курсы. Пишут книги. Охотно делятся знаниями, двигают индустрию вперёд. Вы их знаете, конечно, же. Alan Cooper, Donald Norman, Jesse James Garrett, Peter Merholz, Luke Wroblewski, Jared Spool, Julie Zhuo и многие-многие другие. В России такие тоже есть, их вы и подавно знаете.
Что объединяет этих людей, помимо того, что они много выступают? Они редко оказываются по-настоящему сильными профессионалами в той области, про которую рассказывают. Как-то так получается, что самые сильные дизайнеры заняты дизайном. Самые сильные руководители строят космически крутые команды. А самые сильные «лидеры мнений» — ездят по конференциям и раздают интервью. Это просто немного разные специализации. Никакая из них не лучше и не хуже других, они все нужны, все важны, но они разные.
В прошлом году отчётливо стал чувствовать, что начинаю превращаться в такого «лидера мнений». Но только мне намного интереснее по-настоящему строить команду и создавать продукты, чем про это писать.
Мне казалось, что ведение канала требует не так уж много времени — 3-4 часа в выходные, чтобы написать пару постов на предстоящую неделю, и ещё пара часов на самой неделе, чтобы эти посты отредактировать и выпустить. С другой стороны, эти часы надо где-то находить. К тому же и в остальное время мысль про канал крутится в голове постоянно. Чуть ли не во всех рабочих разговорах, во всех новостях индустрии начинаешь присматриваться к потенциальным темам для постов. В самолётах, вместо того, чтобы думать над личными целями, как это всегда делал раньше, приходится писать черновики постов.
В начале этого года случился первый большой перерыв — между 27 декабря и 26 февраля в канале вышел только один пост. А я почувствовал, насколько больше у меня остаётся энергии и внимания для основной работы.
Я не планирую исчезать совсем. Надеюсь, время от времени здесь будут появляться новые посты. Но только тогда, когда буду хотеть чем-то поделиться настолько, что не смогу удержаться, чтобы не написать. Сегодня вот как раз такой случай.
Что же до спонсоров, то общение с ними требует, помимо прочего, твёрдого обещания выпустить пост в определённый день. Мне больше таких обещаний давать не хочется, поэтому впредь обойдёмся без спонсоров.
Design & Productivity
2019-04-25 

Спонсор поста. Этим летом Яндекс.Маркет запускает оплачиваемые стажировки для дизайнеров из Москвы, регионов и ближнего зарубежья.

С 1 июня по 31 августа день за днём мы будем посвящать стажеров в дизайн и знакомить их с созданием e-commerce сервисов. Это возможность по-новому посмотреть на свои знания и получить предложение о работе. Отправить тестовое задание нужно до 13 мая. Подробности — http://designsummer.ru
Design & Productivity
2019-04-25 

Прошлые выходные провёл без телефона. А также без компьютера, айпада и чего бы то ни было ещё цифрового.

План был такой — уезжаем в домик в ирландскую глушь с пятницы по понедельник (этот понедельник был выходным по случаю католической Пасхи) и проводим трое суток цифрового детокса. Никаких соцсетей, мессенджеров, писем, новостей, видео, подкастов, фильмов, игр, музыки — ничего электронного. Что можно: общаться, путешествовать по окрестностям, читать бумажные книжки, гулять, писать и рисовать на бумаге, играть в настольные игры.
Единственное исключение, которое мы сделали, — разрешили себе использовать Google Maps для навигации в машине. Был, конечно, соблазн не делать и этой поблажки. Пуститься во все тяжкие, вспомнить, каково это — ездить за рулём с бумажным атласом. Но решили, что это уже будет перебор.
Три дня без телефона — это замечательно. Прямо как в детстве!
Мои главные впечатления:
1. Становится хорошо видно, когда именно у тебя есть привычка затупить в экран. Проснулся — хочется посмотреть, что там в мире происходит. Ждёшь чего-нибудь (например, в ресторане, пока принесут заказ) — хочется ещё посмотреть. Всё это обычно делаешь совершенно на автомате. Но и отпустить это оказалось несложно.
2. Ещё у меня есть привычка постоянно перепроверять факты или узнавать ответы на какие-то вопросы — в обычной жизни по пять раз на дню залезаю в Википедию, или в поисковики, или в переводчики, или в какие-нибудь материалы, которые недавно читал. Здесь пришлось это всё выключить и полагаться только на память или оставлять вопросы неотвеченными — новое ощущение. Зато разговор не прерывается. Всё равно часто не удаётся быстро найти то, что искал.
3. Больше всего, пожалуй, не хватало фотоаппарата. Во-первых, это тоже продолжение памяти (сфоткать какую-нибудь табличку или схему, в которую можно будет потом подсмотреть). Во-вторых, мы гуляли в лесу и в горах, возле озёр — в невероятной красоте, которую очень хотелось сфотографировать. Решили, что попробуем в этот раз просто запоминать. Можно было бы, конечно, взять с собой настоящую фотокамеру, но у меня её даже и нет.
В остальном — не то что не было никакой ломки, даже наоборот — все три дня было отличное настроение. Всё-таки постоянный информационный фон из соцсетей на меня скорее влияет плохо. Иногда там бывают важные вещи, поэтому удаляться полностью не хочу, но и следить постоянно не хочу тоже.
Мне этот опыт понравился. Не поймите неправильно, я не выступаю против технологий и не собираюсь призывать отказываться от электричества и пересаживаться на лошадей. Но отдохнуть денёчек-другой оказывается очень здорово. Чтобы потом с новыми силами вернуться к работе над этими самыми технологиями.
Design & Productivity
2019-04-16 

Около месяца назад стал свидетелем любопытного треда в Фейсбуке.

Саша Ермоленко, заместитель директора по дизайну в Mail.ru и экс-дизайн-директор Рамблера, написала о гендерном соотношении спикеров на российских дизайн-конференциях: «Пришла программа Design Prosmotr в этом году. На более чем 20 спикеров там заявлено всего 2 женщины».
В комментариях, которых к посту написали почти две сотни, разразилась нешуточная битва. Организаторы конференций писали, что никто специально докладчиков-мужчин не выбирал — они сами присылают заявки и делают доклады. И такой состав спикеров складывается естественным образом. Им отвечали, что гендерный состав в профессии в целом не таков, и если 90% докладчиков — мужчины, значит с конференцией явно что-то не так. Кто-то даже задавался вопросом: что конкретно организаторам конференций делать-то? Ну вот не приходят к ним докладчицы, откуда их брать?
Мне кажется, что увидеть гендерный состав в профессии очень просто — достаточно на любой конференции посмотреть не на сцену, а в зрительный зал. И что-то я ни разу не видел, чтобы на дизайн-конференциях в зале было 10% слушательниц. А организаторам пора занять в вопросе проактивную позицию — не ждать, что потенциальные докладчики пришлют свои заявки, а самим обращаться к ярким спикерам обоих полов и приглашать их выступить.
После той дискуссии прошёл месяц, и вот bang bang education анонсировали онлайн-фестиваль продуктового дизайна: https://bangbangeducation.ru/festival/product-design , программа которого состоит из видео-выступлений 12 докладчиц. Фестиваль будет проходить 29 апреля, участие бесплатное. Если бы у меня была шляпа, я бы её непременно снял — Наташе Климчук удалось собрать убедительный лайнап. Кто-то, конечно, может возразить, что тут тоже что-то не то с составом спикеров, «маятник качнулся в обратную сторону». Тем не менее, мне кажется, это важный сигнал организаторам конференций.
Design & Productivity
2019-04-11 

Присылайте, пожалуйста, ваши мысли и комментарии про любой пост —> @gorskiy .

Всё читаю и буду стараться публиковать самое интересное.
Design & Productivity
2019-04-11 

Сотрудник компании Amazon, пожелавший остаться неизвестным: «Про дизайн в Амазон.

По секрету тебе скажу, что выглядеть так, как будто тебя не парит дизайн — это очень осмысленная и совсем не простая с дизайнерской точки зрения и в смысле реализации задача. В смысле осмысленная стратегия и сложная задача 🙂
Амазон хочет выглядеть, как компания, которая зарабатывает минимальную маржу на кастомерах. И такой подход к дизайну им очень помогает. Кастомеры приходят и видят: о, отлично, компания не тратит лишних денег на дизайн, значит и я за это не плачу.
Только на самом деле сделать такое очень непросто — я немножко в курсе, как это делается тут :-)»
* * *
Мой ответ:
Могу понять такой подход, когда компания хочет выглядеть так, как будто она не тратит «лишних» денег. Но не уверен, что понимаю в точности, как это работает в случае с Амазоном.
Вот есть ИКЕА — у них вся бизнес-модель про то, что мы не тратим лишних денег ни на что. Всё для того, чтобы цена была минимальной. Но они вкладываются в дизайн, они печатают фотки и цитаты дизайнеров у себя в каталоге. Возможно, им это важно, потому что люди хотят ставить дома красивую и удобную мебель и не хотят экономить на этом.
В случае с Амазоном, когда я смотрю на сайт по продаже товаров, у меня не складывается ощущения, что компания экономит там на чём-то (может быть, я нерепрезентативен). У меня наоборот складывается ощущение, что там проделана огромная работа, чтобы заоптимизировать всё для максимальной конверсии. И это и есть дизайн, философия дизайна Амазона. «Мы выбираем не красоту и гармоничность, а оптимизацию UX поиска и покупки товара» — как бы говорит мне Амазон.
Если же посмотреть на consumer hardware Амазона — Kindle или Fire tablet, например, — то мне кажется, что они просто немного безвкусные. Возможно, это из лучших побуждений, чтобы я не переплачивал за дизайн. Но есть компании, которым удаётся делать недорогие девайсы, которые выглядят лучше. Здесь, правда, мы уже в субъективной территории, про которую сложно спорить.
Design & Productivity
2019-04-11 

Андрей Зайцев, копирайтер в Яндексе: «Вчера я задал Максиму Ильяхову схожий вопрос:

как оценить эффективность контентной рассылки (про Яндекс.Директ)? Например, коммерческий директор спрашивает: „Что случится, если завтра рассылка не уйдёт? А если она месяц не будет уходить? А полгода?”
Максим говорит, что честный ответ — „Ничего”. И это правда.
Потому что контентная рассылка не измеряется денежными показателями (только открытия, клики, отписки).
Но это как не ходить в спортзал. Не ходишь неделю, и всё ок. Пропускаешь месяц, уже не очень. Пропускаешь полгода и ты заплыл или задеревенел.
Единственный способ узнать — не отправлять рассылку полгода.
(Или полгода не запариваться с дизайном). Если ничего не изменится, то рассылка (или крутой дизайн) и не нужен. И надо тратить силы на что-то другое.»
* * *
Мой ответ Андрею:
Классная аналогия!
И она как раз показывает, что все очень по-разному смотрят на вещи. Есть люди, которые не ходят в спортзал всю жизнь, и всё равно у них всё нормально, даже супер-успешно может быть.
Если человек не хочет ходить в спортзал, ему не докажешь, что это нужно. Это личный выбор каждого.
И с дизайном как будто бы то же самое.
Design & Productivity
2019-04-11 

Сергей Сурганов, продуктовый дизайнер в Notion, автор @internet9000

«Ну слушай это же очень просто — сколько фич зашипил дизайнер. Если один дизайнер шипит две фичи в месяц, а другой четыре, вот тебе и относительная продуктивность.
Ну а размер фичи можно оценить по complexity, количеству uncertanties в ней — нужно ли вводить новые паттерны, насколько много связок надо продумать с общей системой, нужно ли маркетинг к этому допридумывать, делалась ли похожая задача раньше и т. д.»
* * *
Мой ответ Сергею:
В том-то и штука, что такой подход, как мне кажется, не масштабируется.
Обычно люди, которые спрашивают «как измерять продуктивность дизайнеров», хотят какую-то простую и всем понятную систему, которую они смогут внедрить.
Если мы говорим в большой компании, что, например, отныне дизайнеры должны отгрузить никак не меньше четырёх фич в месяц, а кто отгрузит 8 или больше — тому премия, то что будут делать дизайнеры? Они будут брать в работу только маленькие и простые фичи и всячески стараться избегать больших и сложных. Хорошо ли это для компании в долгосрочной перспективе? И это мы даже не касаемся темы того, что однозначно измерить сложность фичей в разных командах тоже нелегко.
Короче, я к тому, что внятный руководитель может такое делать просто сам. И без всяких метрик понимать, кто у него работает шустро, а кто тормозит. Но руководитель хотя бы учитывает контекст, ситуацию каждого, цели компании.
А как только придумываешь метрику, пусть даже с самыми благими намерениями, начинает твориться чёрти-что.
Design & Productivity
2019-04-11 

В предыдущем посте ☝️ писал о том, что мне неизвестно хорошей метрики для того, чтобы оценивать дизайнеров.

Вы написали мне в ответ немало интересных мыслей и комментариев — спасибо большое! С разрешения авторов публикую три самых, на мой взгляд, интересных. И мои ответы.
Design & Productivity
2019-04-04 

Спонсор поста. ManyChat ищет product-менеджера с серьезным опытом и отточенным продуктовым чутьем.

В ManyChat мы делаем платформу, благодаря которой уже 400 000 бизнесов по всему миру взаимодействуют со своей аудиторией через Facebook Messenger. Наша миссия — помогать бизнесу расти, строя осмысленные коммуникации с клиентами. Если вы хотите новых вызовов и интересных задач, то скорее отправляйте резюме: https://manychat.potok.io/open/jobs/17920