Фантастика
@fantasy_sf

Все о фантастике. Отзывы, новости и статьи о фантастических книгах, фильмах, подкастах и их создателях. Для контактов: @AlfredSFFbot
768  
Фантастика
2019-06-12 

​​ Spellslinger by Sebastien de Castell/ «Творец заклинаний» Себастьян де Кастелл (пер.

Анастасия Куклей)
После замечательного авантюрного цикла Greatcoats (тоже, насколько знаю, должны скоро выйти на русском) де Кастелл решил написать серию книг для подростков. И хотя история Фальчио мне понравилась больше, «Творец заклинаний» качественное развлекательное чтение, с хорошим юмором, динамикой и белкокотом.
Келлен пятнадцатилетний подросток в городе джан-тепов – нации магов, где вся социальная иерархия построена на силе магии. И перспективы у него блеклые. Келлен изначально был не слишком-то сильным волшебником, а теперь его магия слабеет с каждым днем. Прибавим сюда гениальную младшую сестру и получаем подростка, одержимого страхом, что после своего шестнадцатилетия он станет слугой в собственном доме (а люди без магии могут только прислуживать высшему классу), и обидой на весь мир за его несправедливость. Впрочем, Келлен старается не унывать, там, где ему не хватает магии, он компенсирует уловками и находчивостью. Не то чтобы его это спасало, но наблюдать за его ухищрениями всегда интересно.
Ситуация меняется, когда в город прибывает загадочная аргоси Фериус Перфект – бродяга, дипломат, авантюристка и много чего еще, но это будет спойлер. Под ее влиянием Келлен постепенно учится смотреть на мир иначе – не как чародей, но как человек, желающий изменить ситуацию и отыскивающий для этого любые подходящие инструменты. А чуть позже к работе над характером главного героя присоединяется белкокот Рейчен – один из лучших фамильяров в фэнтези. Впрочем, за «фамильяра» мне бы выковыряли глазные яблоки. Один из лучших «деловых партнеров» в фэнтези. На моей памяти среди фамильяров еще не встречалось гопников с золотым сердцем. Если Келлен до последнего, до глупости даже, пытается решить любой вопрос максимально мирным образом, то путь Рейчена прост – «перегрызи ему горло, пацан, а потом мы сможем полакомиться глазными яблоками».
У Де Кастелла получился любопытный мир с достаточно нестандартной системой магии и собственной историей. Вся история подается через подростка, да еще постоянно вляпывающегося в неприятности (серьезно, почти каждый день его кто-нибудь избивает до потери сознания), так что сведения о мире выходят обрывочными, но все-таки некоторое представление получить можно.
У книги есть свои недостатки, в основном врожденные дефекты YA, от которых избавиться уже почти невозможно. Но автору почти все можно простить за то, что он не считает и не изображает подростков идиотами, что по нынешним временам редкость: да, они совершают глупости, да, многие вещи можно было сделать гораздо проще и безболезненней. Но происходит это от недостатка опыта и некоторой наивности.
По итогу очень приятный подростковый роман-авантюра. Если хочется динамики и приключений, книга должна понравиться. У меня четыре аудиокниги и я уже начал слушать вторую. На русский перевели три тома, так что, думаю, к моменту, когда выйдет пятый и, вроде бы, последний роман, наши издатели де Кастелла догонят.
Фантастика
2019-06-11 

С общегалактического на исландский. Исландцы во всем наособицу.

Их язык очень труден для иностранцев (помните Эйяфьядлаёкюдль? Если что, ударение на первую букву и на "ё"). А вот для самих исландцев трудны иностранные слова и имена. Например, обычно по иноязычным именам не понятно, как их склонять на исландском и какого они рода. Поэтому надо придумывать способы адаптации. Например, чтобы справиться с иностранной географией, исландцы при возможности используют древние версии названий, сохранившиеся в сагах и летописях: Киев для них Кайнугард, Стамбул - Миклагард. А как быть с переводом реалий далекой-далекой галактики?
Исландский перевод "Звездных войн" полон удивительных переводческих решений, которые порой опираются на родную древнескандинавскую мифологию. Например, Звезда смерти стала Helstirni - звездой из Хель, то есть из мира мертвых. А планета Татуин называется Urður - "свершившееся"; в мифе это название волшебного колодца всезнания. В этом, видимо, есть некая ирония, раз Татуин - пустыня.
Имена героев также адаптированы к исландскому языку. Лея стала Лилией (Lilja); между прочим, в Исландии этот цветок - важный образ, так как всем исландцам известна старинная поэма "Лилия" о Деве Марии. Гениально переведен Хан Соло - он стал Ханс Оли (Hans Óli), два совершенно нормальных исландских имени вместе. Чубакка превратился в Мохнатого (Loðinn; в Средние века было даже такое мужское имя). А самое интересное превращение претерпел Люк Скайуокер: он был переведен как Logi Geimgengill. Вторая часть состоит из корней слов geimur "космос" и ganga "ходить"; это удачный перевод, да еще и с аллитерацией на G, потому что какое же исландское прозвище без аллитерации. А имя перевели существительным logi "пламя", видимо, исключительно для красоты, потому что простой аналог имени Люк в исландском есть - тот же самый Лукас. (Да, и в мифологии есть персонаж по имени Пламя, он побеждает своего почти тезку Локи в состязании кто больше съест, но это другая история из другой галактики.)
Наконец, исландцы разрубили гордиев узел перевода, когда дело касалось Дарта Вейдера. Он стал Черноголовым - Svarthöfði. Недавно в честь него даже назвали улицу в Рейкъявике, чтобы привлекать туристов.
#звездные_войны #языки
Фантастика
2019-06-11 

В твиттере случился забавный тред. Режиссер и сценаристка Сара Пассос (так у нее в профиле) написала :

«Я сходу могу назвать как минимум 10 авторов фэнтези, чьи книги мне очень понравились: Нил Гейман, Рик Риордан, Джордж Мартин, Патрик Ротфусс… Но я могу вспомнить только одну женщину, Н.К. Джемисин. Кто-нибудь может мне порекомендовать хорошие фэнтези-книги, написанные женщинами?»
За полдня ей пришло более 500 ответов. В числе советчиков оказались и Гейман с Ротфуссом. Так что, если кому нужны рекомендации от любимых авторов:
Нил Гейман:
«Луд-Туманный» Хоуп Миррллиз
«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанна Кларк
«Ловушка для волшебников» или «Рыцарь на золотом коне» или что угодно еще Дианы Винн Джонс
Что угодно у Анджелы Картер, Ширли Джексон, Нало Хопкинс (наконец-то кто-то посоветовал лучшую чернокожую писательницу!), Ннеди Окорафор, П.Л. Треверс. Разумеется Урсула Ле Гуин. Джоан Эйкен.
Патрик Ротфусс:
Марта Уэллс
Наоми Новик
Мэри Робинетт Коваль
Робин Хобб
Чарли Джейн Эндрюс
Дж. Уиллоу Уилсон
Ннеди Окорафор
Патриция Маккиллип
Патриция Бриггз
Интересно, что большая часть писательниц у Рофтусса мне либо не нравятся вообще (Эндрюс, Окорафор), либо кажутся довольно средненькими (Коваль, Бриггс). У Дж. Уиллоу Уилсон читал только комиксы – они были отличными.
Фантастика
2019-06-06 

​​ Master of Sorrows by Justin Travis Call. Боевая академия в фэнтези мире.

Судя по всему в следующих книгах цикл превратится в эпическое фэнтези.
В одном из интервью Джастин Колл сказал, что из писателей больше всего на него повлиял Дэвид Эддингс. Даже если бы он в этом не признавался, каждый, кто читал Белгариад, обязательно это влияние заметит. «Мастер печалей» мрачней, мир романа куда более жестокий, а положительные герои совершенно не обязательно побеждают, но все-таки отношения ментор-ученик почти вчистую повторяют Эддингса. И этим дело не ограничивается.
Аннев де Брет – аколит, студент религиозной Академии, где обучают воинов-воров. Он умеет взламывать замки, обезвреживать ловушки, сражаться, пробираться в крепости, определять назначение артефактов и, разумеется, убивать неугодных богу. Задача Ордена, основавшего Академию, в изъятии артефактов – господствующая религия считает любую магию злом и стремится очистить от нее мир. Причем в Академии раздельно обучают мальчиков и девочек: мальчики занимаются артефактами и заказными убийствами, а девочки похищают будущих кандидатов в аколиты или убивают отмеченных Кеосом детей и их родителей. Аннев один из лучших учеников Академии. Потенциально. На практике же существует два затруднения, мешающих ему стать Аватаром – полноценным членом ордена: его учитель Содар, загадочный священник с еретическими идеями; и то, что Аннев отмечен Кеосом, злым богом, желающим уничтожить человечество. Если руководство Академии узнает, что левая рука Аннева – это, на самом деле, магический протез и что мальчик родился без нее, Аннев разделит судьбу своих родителей, в соответствии с ритуалом, его забьют камнями.
Аннев мечтает стать Мастером Аватаром. Только так его выпустят за пределы деревни и он сможет путешествовать по миру. Но экзамены как будто специально построены так, чтобы он провалился, а глава Академии терпеть не может Содара, наставника главного героя. И парню приходится пуститься во все тяжкие, чтобы достичь желанной цели.
Эта книга особенно хорошо подойдет тем, кто хочет классического фэнтези со знакомыми штампами и несколькими неожиданными твистами. Талантливый парень Избранный Судьбой – есть, Темный Властелин, готовящийся к пробуждению – на месте, забияки в Академии, мешающие главному герою – тут. Книга состоит из тропов и клише, сотни раз повторявшихся в фэнтези. Но дело такое – тропы потому и тропы, что читатели их любят. И Колл умеет пользоваться устоявшимися штампами, за счет скорости повествования (большая часть событий романа происходит за несколько дней), симпатичного героя-трикстера и неплохого миропостроения ощущения затертости почти не возникает. Кроме того, автор интересно развернул всеми любимый троп Древнего Пророчества. Существует несколько пророчеств – и они противоречат друг другу: по одному Аннев станет Сосудом для возрожденного Кеоса, по другому он станет тем, кто Кеоса окончательно уничтожит, и есть еще несколько более смутных и запутанных предсказаний. А главное, такое ощущение, что все пророчества правдивы.
Роман читается легко и быстро. Отличная развлекательная вещь в мрачноватом мире. Если бы не однозначно положительный герой, книгу можно было бы отнести к гримдарку.
Фантастика
2019-05-30 

Я человек темный в плане русских окололитературных кругов, так что понятия не имею, кто такой Троицкий, но вот все в его высказываниях прекрасно.

Читать и плакать слезами умиления. И вообще считаю, что мудаки – один из главных аргументов гуманизма, доказывающий, что человечество едино и все люди братья и сестры. Потому что нет ничего более постоянного и однородного, чем мудаки разных стран и народов. Для примера недавнее высказывание британского писателя Иена Макэвана, написавшего нефантастику про альтернативное будущее, искусственный интеллект и андроидов, в стиле «найди отличия»:
«Моя книга может открыть ментальное пространство для исследования будущего не с точки зрения путешествий, чья скорость в 10 раз превышает скорость света, в антигравитационных ботинках, но с точки зрения настоящих человеческих проблем»
Фантастика
2019-05-30 

Написал для «Санкт-Петербургских Ведомостей» репортаж с вручения «Нацбеста-2019».

Для тех, кто присутствовал лично (или смотрел трансляцию) ничего нового, для тех кто не присутствовал и не смотрел – много забавного от А.К.Троицкого. В общем, не зря я конспектировал за Артемием Кивовичем. :-)
"Рассказ о книге Андрея Рубанова «Финист - ясный сокол» (номинировал рэпер Ричард Семашков) Артемий Троицкий начал с признания, что ненавидит фэнтези: «Толкин стопроцентный клинический графоман, Перумов - запредельная писклявщина и халтура». Но поскольку Рубанова люто-бешено ненавидеть не с руки (вот он, в двух шагах сидит), его «Финист...» - не фэнтези вовсе, а «настоящая русская околонародная сказочная сказка». Ведь в фэнтези, как считает Троицкий, обязательно должно быть гипернасилие и дешевая мистика, лубочный символизм, а в книге Рубанова нет ни того, ни другого. Правда, подтекстов и аллюзий Артемий Кивович в романе тоже не обнаружил - только что-то вроде сказов Бажова «с простой и понятной моралью: любовь всесильна, а ложь наказуема».
И, наконец, с особым удовольствием Троицкий, создатель и первый главный редактор русского «Плейбоя», прошелся по книге «Славянские отаку» литератора, скрывшегося под псевдонимом Упырь Лихой (номинировала писатель и драматург Ольга Погодина-Кузмина). По экспертной оценке Троицкого, «Отаку» - не эротическая драма, не «галантный роман» и уж тем более не социальная сатира, а густопсовое гей-порно, причем написанное отборным матерным языком. Отчетливо видно, что автор стремится не повторяться. При этом роман ни о чем: сюжет отсутствует, все раздавлено порносценами. Что по-своему логично - странно было бы ожидать от порнографии эволюции характеров и прочих традиционных проявлений художественности. У романа, впрочем, есть одна несомненная полезная миссия: «Отаку» можно показывать в ответ на любые обвинения в засилье цензуры - смотрите, такое у нас не только издается, но и проходит в финал престижной литературной премии!.."
https://bit.ly/2MjhlW5
Фантастика
2019-05-27 

​​ А тем временем на работу Фрэнка Фразетты «Египетская королева» продали на аукционе за 5,4 млн.

долларов. Что стало рекордом для картин подобного рода. Забавно, но предыдущий рекорд тоже принадлежал Фразетте, его «Торговец смертью» был продан за 1,79 млн. долларов.
Фантастика
2019-05-27 

Отвратительный у меня выдался месяц. Это я так оправдываюсь, что редко появляюсь.

Май начался с того, что я сломал ногу: первого числа, трезвый, на ровном тротуаре, выгуливая собаку. И лучше месяц после этого не стал. Но, вроде, все постепенно приходит в норму, так что постараюсь писать регулярней.
Запоздалая новость, но вот только заметил. BBC выкупили права на экранизацию «Рунного посоха» Майкла Муркока . Заниматься сериалом будет продюсер «Шерлока» и «Доктора Кто», так что есть надежда, что совсем плохо не будет. Если кто не знает, что за «Посох» такой – это классика пацанячего фэнтези (хотя фэнтези с подвохом). Героический герой с печальным прошлым и трагическим будущим, прекрасная принцесса, сжимающийся до белых костяшек кулак на рукояти меча, развевающийся плащ и вот это вот все. В свое время раз пять, наверное, перечитывал. Мне кажется, если хочется незатейливых приключений, то цикл и сейчас должен неплохо читаться. Опять же, входит во вселенную вечного героя Эрикозе, где Муркок объединяет практически все свои романы.
Наткнулся на любопытный сайт. DIE KASSELER LISTE – это база данных попавших под цензуру книг. Создатели стараются охватить весь мир и все периоды истории, самые ранние книги, к примеру, взяты из католического Index Librorum Prohibitorum 1559 года. Так что, если интересна история и география цензуры – вещь очень полезная. Я так понимаю, база продолжает расширяться и уточняться, но и сейчас очень впечатляющая работа.
Подозреваю, всех до слез уже задолбали посты и статьи об «Играх престолов». Все-таки не удержусь и добавлю свои пять копеек. Во всей истории с последним сезоном, как мне кажется, не столько интересно само шоу (нет, ну правда, кто-то удивился, что концовка не оказалась шедевром? А чего, собственно, поклонники ожидали, какой конец мог устроить всех?), сколько взаимодействие фанатов и создателей. Причем реакция эта вышла за пределы фандома ПЛиО. Эпические битвы в твиттере, где авторы рассказывают фанатам, что они люди творческие, а фанаты должны платить и молчать или, по крайней мере, просто не читать/не смотреть, если не нравится, и все равно молчать. А фанаты, в свою очередь, интересуются для кого, собственно, все эти шоу и книги делаются. Как водится, правда где-то посередине, поскольку, скажем честно, отдавать управление книгой или фильмом в руки фанатов – это верная смерть произведения, а, с другой стороны, коммерческий автор не может совсем не ориентироваться на читателя. Во всяком случае, если хочет, чтобы его книги продавались.
Но самое интересное в этом то, что большого удивления вся эта свара не вызывает. Развлекательная индустрия медленно, но уверенно разворачивается в сторону выполнения пожеланий клиента. Практически в реальном времени. Я не думаю, что ИП будут переснимать, но я совершенно не удивлюсь, если в скором времени у сериалов будет несколько концовок, для каждой группы зрителей своя. С книгами дело обстоит похожим образом, Мор недавно писала серию постов о Литнете и, в общем-то, похожая ситуация сейчас во всем мире – аудитория сетературы вполне сравнима с издаваемыми книгами, а энтузиасты говорят, что и больше (но нормальной статистики нет, так что). Помимо прочего, большинство авторов без особых проблем выполняют заказы читателей, чаще всего касающиеся романтики, а китайцы сделали из этого целый бизнес: к примеру, если группа читателей собирает определенную сумму, в гарем главного героя добавляется полюбившаяся им барышня; книга продлевается еще на пару сотен тысяч знаков и т.д. В западном мире выходят передачи (к сожалению, потерял видео), где писательница самиздата рассказывает, как регулярно выкладывать продолжения и зарабатывать на этом деньги. И почему она не хочет идти в издательство.
И скандал с петицией фэнов по поводу последнего сезона ИП – это просто логическое развитие современных тенденций. Естественно, авторам это не нравится. Но очень может быть, что придется им смириться.
Фантастика
2019-05-19 

Согласен насчет де Бодар, действительно заслуживает победы.

А во остальном… уныло предсказуемые победители, я бы сказал. Black Mirror: Bandersnatch? При всем уважении, God of War значительно интересней и сложней. Но не поднимает острых социальных вопросов, да.
Попытался я и Коваль прочитать, но достаточно быстро бросил. Я понимаю и тех, кто книгу ругает, и тех, кто хвалит: роман написан очень ровно, простым, без вытребенек, языком, это практически производственный роман. Видно, что писательница много работала над деталями, что знает, о чем пишет, но при этом книга предсказуема с самого начала – вы знаете, чем все закончится, знаете, как будут поступать персонажи. И в общем, для производственного романа это нормально, но у Коваль, с моей точки зрения, нет какой-то изюминки, чего-то, что всю эту ровную серость вытянет. Тем не менее, сделано крепко, героиня вызывает уважение – рабочая лошадка, которая вытащит любую работу – и если хочется спокойного, ненапряжного чтения, то The Calculating Stars могут и пойти. Не уверен правда, что это уровень номинанта Хьюго и Локуса, и победителя Небьюла.
The Only Harmless Great Thing – еще одна социально-психологическая фантастика. Написано хорошо, писательница умеет складывать слова в предложения. И это чуть ли не единственное достоинство повести. Еще разумные слоны. Но их автор использовала для создания слезливого послания – ах, люди жестоки и способны на любую пакость. Мы в курсе.
В общем, остаюсь при своем мнении. Не знаю, кто победит в Локусе, но именно у них лучший список финалистов из всех зарубежных премий.
Фантастика
2019-05-19 

Объявлены результаты "Небьюлы". По правде говоря, порадоваться могу только за Альет де Бодар...

ну и, в каком-то смысле, за Black Mirror: Bandersnatch. https://www.tor.com/2019/05/19/announcing-the-2018-nebula-awards-winners/