Вам, чтецам
@vamchtetsam

"Кое-кто предпочитает жизнь, но мне нравятся книги." Авторский литературный журнал с рекомендациями, обзорами, коллекциями цитат, малой прозой и культурными лирическими отступлениями. Пишите: @markmarchenko
357  
Вам, чтецам
2019-06-15 

Вечернее чтение

Я тут осознал, что пора бы уже исправить некоторую оплошность с моей стороны и познакомить вас с творчеством Редьярда Киплинга — мы обычно знаем его лишь как автора "Книги Джунглей", а на самом деле Киплинг был плодовитым и талантливым писателем и поэтом (и подданным Британской Короны, конечно же).
К чему это все: нашел для вас рассказ, хороший, короткий, обязательно прочитайте. Если что, "сахиб" — вежливое обращение к европейцу в колониальной Индии (Киплинг там родился, и именно там происходит действие рассказа).
Да, и вот еще — следующее "Вечернее чтение" будет светлым и жизнерадостным, честное слово!
https://telegra.ph/ZHizn-Muhammed-Dina-06-15
Вам, чтецам
2019-06-14 

Как правильно читать Набокова. Владимир Набоков — один из лучших писателей за всю историю русского народа (пожалуй, топ-5), но читать его нужно правильно.

В этом году я поставил себе цель поближе ознакомиться с творчеством Набокова и решил читать его романы в хронологическом порядке и на том языке, на котором они были написаны.
1. Защита Лужина (1929)
2. Подвиг (1932)
3. Дар (1938)
4. The Real Life of Sebastian Knight (1939)
5. Speak, Memory (1951)
6. Lolita (1955)
7. Pnin (1957)
8. Pale Fire (1962)
Не стал комментировать, потому что про каждую из книг напишу отдельно, скажу лишь, что тут шесть сильнейших художественных произведений Набокова, плюс автобиография, плюс роман "Подвиг". Считается, что "Подвиг" слабее написанного несколькими годами позже "Приглашение и казнь", и явно не лучше еще нескольких романов "англоязычного" периода, которые не вошли сюда, но мне именно его хочется прочитать по двум причинам: сюжет (Набоков сделал много отсылок к своей юности и учебе в университете) и время написания (отлично встраивается в хронологию и позволяет с бОльшей плавностью проследить творческий путь писателя).
Если что, присоединяйтесь! Про "Защиту Лужина" уже через пару недель напишу.
Вам, чтецам
2019-06-12 

Литературное мероприятие в Ясной Поляне

Ясная Поляна — усадьба, где родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой, где была написана "Война и Мир" и "Анна Каренина" (сколько угодно можно говорить о том, что сам Толстой якобы снисходительно отзывался об этих романах, но я вот только вчера читал выдержку из выступления на литературном фестивале в Оксфорде, где "Анну Каренину" использовали в качестве примера великого и эталонного романа).
В Ясной Поляне сейчас не только музей — памятник русской литературной культуре! — и атмосфера, в которой просто приятно провести время. Каждый год совместно с Посольством Великобритании летом там проводится важнейшее культурное мероприятие: семинар "Британская литература сегодня". В этом году речь пойдет о взаимосвязи литературы и музыки, и, учитывая мой профессиональный интерес к британской литературе и любительский, но не менее пылкий, интерес к музыке, это стопроцентное попадание.
Заявлено шесть британских авторов и журналистов, в том числе шотлландский писатель и музыкальный критик Дэвид Кинан, Диана Эванс, последний роман которой — 'Ordinary People' — вот прям сейчас собирает премии и шортлисты в Британии, Фиона Мэдокс — ведущий обозреватель классической музыки в The Observer, у которой мне многому нужно научиться, а куратором будет Лавиния Гринлоу, преподаватель Creative Writing в Лондонском университете.
Я вот всего лишь печатаю сейчас, а дыхание все равно захватывает.
Что ожидается: дискуссии, круглые столы, практические сессии (не понимаю пока, что это, но явно что-то полезное), плюс образовательные мероприятия, посвященные легендарной Ясной Поляне. Все — на английском языке.
К чему это все: мероприятие закрытое. Если вы журналист, писатель, преподаватель, деятель культуры (культурный блогер, тоже годится) — вы потенциально в списке приглашенных. Заполняйте заявку по ссылке внизу — осталось два дня, дедлайн до 14 июня! — и будет здорово там встретиться.
Если же нет — ничего страшного, я не оставлю вас в неведении. Во-первых, я в любом случае расскажу подробнее о каждом из участников и о их книгах здесь, а, во-вторых, если у меня получится попасть на мероприятие, законспектирую для вас все три дня и посвящу отдельный выпуск имейл-рассылки материалам с семинара.
Будет великолепно, поверьте.
Все подробности тут: https://www.year-of-music.org/get-involved/british-literature-today-2019
Вам, чтецам
2019-06-11 

🚂 Спонсор литературных путешествий этой недели

Когда читатели ВЧТ тоже начинают рассказывать о литературе — это прям круче некуда. С большой гордостью представляю вам достойнешего спонсора этой недели — литературный канал @readeress .
Вот чем он хорош:
1. Татьяна, автор канала, делает небольшие обзоры на непопсовую и крайне любопытную литературу: ревью автобиографии журналистки Джаннет Уолс (раскрытие серьезного конфликта родители-дети уже в современных реалиях), "Селфи" Уилла Сторра (это не просто про инстаграмм и фоточки, это серьезное исследование психологии человека с анализом историко-культурного контекста), "Иллюзии знания" (смотрите, какой подход: книгу поругали, но краткое изложение основных мыслей все равно нам не поленились и предоставили).
Татьяна пишет в основном о нон-фикшне, но есть и художка — например, ооочень противоречивый "4321" Пола Остера (со всей его "помпезностью, масштабом, регалиями, литературными приемами, подсчетом слоев и метасмыслов").
2. Татьяна не стесняется высказывать собственное мнение о прочитанном — делает это вежливо, изящно, и без многословия и хождения вокруг да около.
Вот, например, самое забавное и точное описание эксцентричного философа Нассима Талеба: "Всезнающий дед с бородой, сидящий на облаке и поливающий эфиром рациональности наш хаотичный мир." Что, кстати, не мешает пожурить его пятую книгу. Честное и аргументированное собственное мнение, уважаю!
Подписываться на авторский литературный Telegram-канал Татьяны вот тут: https://t.me/readeress
Вам, чтецам
2019-06-10 

"Я оглянулся и увидел под солнцем, что не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве; не у мудрых — хлеб, не у понимающих — богатство и не у знающих — благосклонность, но для всех время и случай.". ~Соломон

Вам, чтецам
2019-06-08 

"В своей жизни я страдал от холода больше, чем многие другие!

В Барселоне, чтобы согреться, я жег свои рисунки..."
Долго не решался публиковать цитаты из этой книги, но потом осознал, что не готов лишать вас такого любопытного материала.
История такая: в прошлом году я написал рассказ о довольно страшной истории, которая приключилась с главным героем — художником. При редактировании понял, что мне не помешает почитать немного документалистики об искусстве, чтобы лучше владеть профессиональной лексикой и не вызывать смеха у знающих людей.
Так в мои руки попала эта книга. Я был положительно удивлен, потому что получил удовольствие от нее не только на уровне истории о великом художнике, но и как от прекрасного примера документальной литературы.
Особенно хочу выделить две особенности:
1. За счет диалогов создается потрясающий эффект присутствия. Я вместе с фотографом Брассаем навещал Пикассо в его мастерской на Боеси, впервые встретился там с Сальвадором Дали и Галой, вместе со всеми толпился у художника в просторной прихожей на первом этаже, вместе с ним пережил оккупацию Парижа... Это нужно видеть.
2. Книга отлично читается как околоисторический труд. Она охватывает период с 1939 по 1962 год, но больше всего, конечно же, приходится на сороковые годы.
Если хоть мало-мальски интересуетесь изобразительным искусством и жизнью парижской богемы первой половины прошлого века — отличная книга.
Подборка цитат из книги "Разговоры с Пикассо" Брассая: https://telegra.ph/Razgovory-s-Pikasso-Brassaj-06-07
Вам, чтецам
2019-06-07 

Время на прочтение. Я тут дочитал самую лучшую книгу по переговорам "Сначала скажите «нет»", и на обратной стороне обложки увидел, что

Среднее время на прочтение — 6 часов
Тогда я еще раз понял, как это удобно, когда ты понимаешь, сколько времени тебе придется потратить на книгу или статью или рассказ. На блог-платформе Medium есть алгоритм, который автоматически присваивает статье этот параметр (мои статьи там попадают в категорию от трех до восьми минут), и сделано это было (а) из уважения к времени читателя, который заранее понимает, сколько времени у него займет чтение и (б) потому что такая осведомленность положительно влияет на то, как много людей дочитает материал до конца.
Но на художественных книгах такого почему-то не пишут, хотя было бы полезно узнать, что на "Войну и мир" нужно потратить около 45 часов, на "Амстердам" Иэна Макьюэна — три с половиной часа (потратить можно, но не нужно), а на рассказ Чехова "Архиерей" — 24 минуты.
Чтобы посчитать, сколько времени уйдет на чтение книги, нужно отталкиваться от количества в ней слов. Средняя скорость чтения художественного текста на родном языке — около 200 слов в минуту. Соответственно, за десять часов вы, грубо говоря, сможете прочитать около 120 тысяч слов, это примерно первый том "Войны и мира".
Но если вам нужны уж совсем приблизительные значения, я тут на коленке прикинул:
- За час спокойного чтения можно осилить 35-50 страниц
- Если это неродной язык или сложное чтение с отсылками — то скорее 30-35
- Если же это обычная художественная книга с вменяемым не супер-мелким шрифтом — то ближе к 50 страницам
Теперь вы можете прямо в магазине, без сложных калькуляций, прикинуть, сколько потребуется времени, чтобы прочитать книгу, а еще — посмотреть на свой календарь, запланировать чтение и предсказать, в какой день вы книгу дочитаете.
Круто же, да?
Вам, чтецам
2019-06-06 

Книжное образование: основы ядерной физики и радиационной безопасности.

Хороший базовый русскоязычный учебник, пособие по гражданской обороне плюс одна из лучших художественных книг о постапокалипсисе.
Вам, чтецам
2019-06-04 

Крайне неоднозначны. У меня есть категория литературы, которую "надо прочитать".

Надо прочитать по разным причинам — иногда для общего развития, иногда для более осмысленного поддержания дискуссий на тему, иногда потому что ну сколько можно.
И есть среди них такие книги, которые мне явно не понравятся. Я, например, точно знаю, что это не мой стиль / я не уважаю автора / я согласен с отрицательными отзывами и обзорами / мне не близки темы, затронутые автором... но надо прочитать, чтобы потом говорить, какая же это дрянь. И не как пролетарий про Пастернака, а со знанием дела.
Только не всегда можно прямо так и выразиться — ведь могут неправильно понять. В таких случаях я говорю, что книга или автор "крайне неоднозначны".
"Чайка по имени Джонатан Ливингстон" — произведение крайне неоднозначное.
Айн Рэнд — крайне неоднозначный писатель.
Видите, работает.
Вам, чтецам
2019-06-03 

"Если присмотреться, то окажется, что наибольшая часть жизни многих растрачивается на дурные дела, немалая часть – на безделье, а вся жизнь в целом – вообще не на то, что нужно."

~Луций Анней Сенека